Уана
Общество
Языки: уанский, аэдирский
Численность: 10 млн аумауа*, значительно меньше полярных гномов, бледных эльфов и орланов (менее 1%)
Правительство: самоуправляемые племена и регентство смешанных полномочий, установленное племенем каханга
Наиболее почитаемые боги: Тоамовхай (Галавейн), Нгати (Ондра), Амира (Хайлия), Рикуху (Берас)
На родном языке аборигенов Архипелага Мертвого Огня термин «уана» обозначает разобщенную популяцию аумауа. Исторически определение довольно точно отражает культуру уана. Хотя племена и имеют много общего (к примеру, в основном они состоят из аумауа), их зачастую разделяют различные обычаи, традиции и географическое положение. В условиях, когда представители племен с двух разных островов могут отличаться друг от друга настолько, будто принадлежат к разных культурам, уана почитают размытые грани личного пространства и тяготеют к общности..
Аумауа живут на Архипелаге Мертвого Огня никак не меньше пяти тысяч лет, большую часть населения составляют островные аумауа с кожей теплых тонов. Далеко на севере от Архипелага, в Рауатай, преобладают аумауа с холодным тоном кожи. Древние путевые журналы повествуют о том, что современные рауатайцы давным-давно произошли от племен Архипелага, откуда их предки мигрировали, а впоследствии основали империю. На данный момент неизвестно, какая сила или явление разделила уана на настолько непохожие нации, но устные предания и геологические находки указывают на естественный катаклизм, обрушившийся на Архипелаг Мертвого Огня с силой, достаточной для того, чтобы раскидать по миру его обитателей.
Хотя легенды и расходятся во многих деталях, в каждом племени уана передают по наследству историю о катастрофе, прокатившейся по всему Архипелагу. Приливные волны накрывали деревни и города, невиданные шторма сравнивали с землей поселения, избежавшие потопа, и горизонт, куда ни взгляни, чернел от вулканического пепла. Прошло достаточно времени, чтобы самые тяжелые последствия стерлись, а свидетельства случившегося сохранились для того, чтобы будущие поколения могли толковать их или игнорировать.
Что бы ни случилось в темные времена, в результате уана оказались отрезаны от своей истории. Гибель огромного количества их сородичей заставила устные предания замолчать на целое поколение, если не больше. На протяжении тысячелетий уана, пережившие катаклизм, скитались по островам в тщетных поисках хотя бы эха своей погибшей цивилизации. Их попытки выжить были успешнее их попыток воскресить былое и отстроить заново великие некогда города. На сегодняшний день жизнь уана в Архипелаге Мертвого Огня окрашена скорбью об истории и культуре, погребенных на дне морском.
Хочешь, чтобы я затупил свои зубы об эту старую историю? Экера, да будет так. Прадед рассказывал ее со слов своего прадеда, полузабытых и слишком далеких от того, как все было на самом деле. Я не буду судить его слова, полные изъянов.
Черные крылья Амиры застили небеса, день померк, и все обратили свои взгляды на север. Огненные ветра сшибали самые высокие хижины словно стога сена, сжигая все на своем пути. Земля раскололась под ногами племени, когда Нгати выкорчевала корни острова. Жрецы читали знамения и предрекали, что Архипелаг Мертвого Огня изменится, но расколовшийся пополам горизонт и надвигающийся морской вал превосходили все, что они могли вообразить.
Отцы наших отцов и матери наших матерей бежали вглубь острова, и море преследовало их до самых гор. Когда они достигли вершины, лишь десятая часть выжила, чтобы рассказать нам об этом. Говорят, каждую историю определяет точка зрения. Что ж, в тот день уана объединил ужас, и история была одна на всех.
Экера, хватит уже — детям и так кошмары снятся.
— Местная легенда, записанная на полях рауатайского журнала переписи
Касты
Внутри любого племени уана разделены границами, жестко предписанными кастовой системой. Такой уклад оттачивался на протяжении тысячелетий, поддерживаемый священным трепетом уана перед Колесом Берас и циклом перерождений.
Матару
Находящиеся на вершине иерархии матару — каста воинов и жрецов в племенах уана. Жрецы отвечают за все аспекты религиозной жизни, начиная от толкования знамений и заканчивая наставлением молящихся и исследованием их прошлых жизней. Они выступают в качестве советников, проводников божественной воли и возглавляют племя в любом вопросе, требующем мнения богов.
Их властью поддерживается кастовая система. Используя сочетание ритуалов, молитв и скипетров из костей драконов и адрагана, жрецы взвешивают души новорожденных уана и наблюдают за создаваемым ими резонансом. Кости, используемые в ритуале, почти невозможно достать, не подвергая себя большой опасности, поэтому сделанные из них инструменты передают из поколения в поколение. Другие племена для тех же целей изготавливают из этих материалов колокола и колокольчики, хотя ритуалы, проводимые ими, отличаются. Современная анимансия не может объяснить, как любая из этих традиций работает на практике.
С помощью этого обязательного ритуала жрецы решают, в какую часть великой структуры племен вписывается новорожденный уана. Не так часто детей помещают в касты более высокого или низкого порядка, чем та, к которой относятся родители, но такие волнующие события случаются и порой даже обрывают старые и могущественные династии вождей.
Воины-матару отвечают за защиту и управление племенем в более приземленных вопросах. Вожди, как правило, происходят из воинов, и их физическая мощь и тактическое мышление должны демонстрировать силу племени в целом. Хотя наследование и играет свою роль, потенциал приемника вождя также проверяют священными ритуалами и физическими испытаниями и лишь затем признают его достойным. Если же наследнику недостает необходимых качеств, то воины, имеющие право голоса, соревнуются за право возглавить племя. Вождем может стать как мужчина, так и женщина, происходящие из касты матару.
Несмотря на всю ту власть, которой наделены жрецы, существует давняя история их противостояния воинам, особенно когда дело касается распределения между кастами. Если новорожденный наследник вождя будет признан недостойным касты матару, вождь может отвергнуть волю богов и потребовать новых испытаний и гаданий. Жрецов запугивают, изгоняют и даже казнят, если их мнение вызывает вопросы, а против высказывается достаточно влиятельных голосов.
Куару
Куару — каста уважаемых ремесленников и торговцев. Растущий среди куару ребенок чаще всего продолжает дело своих родителей, кроме случаев, когда в этой профессии и так заняты слишком многие, а в другой не хватает рук. Исключения возникают не из-за личного выбора или врожденного таланта, а по указке матару.
Ропару
Ропару — неквалифицированные работники общества уана, выполняющие черную, но, тем не менее, необходимую для жизни в Архипелаге Мертвого Огня работу. Роль этой касты сурова, но важна. В голодные неурожайные годы именно ропару предстоит недоедать, а то и умирать от истощения. Чужеземцы могут с неодобрением смотреть на эту структуру и распределение обязанностей, но даже сами ропару не ставят под сомнение свое место в мироустройстве. Общеизвестно и общепризнанно, что души ропару перерождаются в более высокой касте своего племени, поскольку боги ценят их работу и труд.
В каком смысле «терпеть»? Что тут скажешь? Когда я смотрю на ропару, я вижу сестер и братьев, воздвигших мою хижину, проложивших тропы к хорошим местам для рыбалки, возивших по песку тележки с коики. С чего бы мне отказывать им в праве сидеть у костра?
Все могут наслаждаться теплом и петь песни, наше общее прошлое и будущее, что грядет. Таков путь всего нашего народа, не только моего племени. Когда мы умираем и возвращаемся, надев лица новых жизней, наши сестры и братья могут взглянуть в наши глаза и увидеть в отражении историю нашего племени. Разве в Рауатай происходит не так?
Мы оберегаем это. Мы учимся благодаря этому. Так почему вы строите стены вокруг нас?
— Интервью с вождем, записанное писцом Тамоа с флагмана хазануи Кару
Город
Нигде на Архипелаге касты не разделены настолько явно, как в Некитаке. Правители-матару из племени каханга заседают в дворцовом районе — Змеином Венце — на вершине горы, откуда королева и принц ведут переговоры с чужестранцами и вершат законы племени. Ремесленники-куару наслаждаются признанием на Возвышенности Перики, расположившейся на крутом горном склоне — сосредоточении культуры в Некитаке, где поэзия и скульптура идет рука об руку с торговлей и отдыхом. Ропару прозябают в относительно обособленной Глотке, и их район нависает над заболоченными руинами древнего города. Это кажется странным на фоне того, как живут на других островах, но эта необычность — плод организации труда, культуры и дипломатии в поселении, построенном среди стен и мощеных дорожек.
Со временем социальная география Некитаки превратилась в источник проблем и ожесточенных разногласий как между каханга, так и среди уана в целом. Хотя Некитака остается маяком надежды и прогресса, она, тем не менее, продолжает серьезно нарушать нормы общества уана, из-за чего многие задаются вопросом: стоит ли ради городских благ и его централизованной власти поступиться порядочностью народа? Проблемы только усугубляет присутствие Вайлианской Торговой Компании и Королевской Компании Архипелага — из-за того, что они захватывают территории, общины уана вынуждены переезжать в и без того перенаселенный город.
Когда посланник ропару поведал моей королеве о раздувшихся от голода животах и стонущих детях в Глотке, Онеказа проявила мудрость, подняв брови и надев маску изумления. Ей известно о нехватке продовольствия, но не то, как решить эту проблему, — и общественность не должна узнать об этом. Она месяцами корпела над планами и выслушивала идеи за закрытыми дверьми.
Не обращать внимание — значит, проявить слабость, которой воспользуются торговые компании. Чтобы прекратить это, придется привлечь ресурсы, которые нужны ей для других дел. Онеказа со всех сторон окружена неприемлемыми решениями, но такова ноша королевы. Я бы не пожелал этого своему злейшему врагу.
Придворные не сдержали пораженных вздохов, когда Онеказа, презрев почести и титулы, встала с трона и подняла беднягу на ноги, чтобы он держался с гордостью. Она обещала, что голод закончится и придет пир. Она обедала с ним во дворце и повелела выделить комнаты на вечер.
Он вернулся домой с полным животом и легкостью в сердце, но с пустыми руками.
— Личный журнал Вайны, нотариуса двора каханга
Воспитание
Рожденных в деревнях детей в основном растят их родители, но воспитывать и учить молодежь — обязанность всего племени. Родственники порой принимают к себе детей, чтобы те освоили профессию или лучше поняли фольклор. У матару наследник вождя отвечает за тренировки наиболее многообещающих воинов, а старшие жрецы годами тщательного обучения готовят разум тех, кому предстоит править.
Кочевой образ жизни
Тысячелетия жизни на островах внесли свой вклад в формирования весьма непостоянной и мобильной культуры уана — особенно тех племен, которые живут охотой и собирательством. Когда ресурсы истощаются, племя обычно перебирается на другую сторону острова. Если же беднеет весь остров, племя снимается с насиженного места и плывет к близлежащим пригодным для жизни землям. Зачастую цикл повторяется внутри цепи островов — за несколько поколений уана могут сменить несколько островов и в конце концов вернуться на первый, а затем повторить свое путешествие. Эта модель поведения критична для выживания Архипелага, так как у островов появляется время, чтобы восстановить ресурсы, необходимые уана для жизни.
Постоянные переезды лишили большинство современных уана как желания строить из камня, так какого-либо чувства постоянства. Такие вещи, как стены и крепости, вызывают замешательство и презрение, портят пляжи и мешают привычной свободе передвижения. Племя, ищущее защиты, уйдет вглубь острова, используя естественные барьеры и возвышенности как преимущество. Более изоляционистские племена и вовсе будут избегать побережья, предпочитая селиться в горных пещерах или древних руинах.
Необходимость путешествовать налегке сильно повлияла на отношение уана к землевладению и собственности. Тяжелые или не слишком нужные для жизни вещи — это предметы роскоши, предназначенные для матару, в то время как обязанность куару — заботиться о своих инструментах, а ропару тащат на себе провизию и строительные материалы. На этом примере очевиден контраст между жизнью в племени и в великом городе Некитаке. Постоянные поселения зависят от товаров, ввозимых на остров, и влияния внешней экономики, что делает уана более уязвимыми к нехватке продовольствия и политическим маневрам торговых компаний.
Письменные источники в основном посвящены изменению времен года, наблюдениям за сменой погоды и миграцией животных, а также чтению звезд. Как следствие, уана знают свою историю благодаря байкам и богатой устной традиции, передающейся на протяжении поколений. Самые последние достижения в деле ведении записей произошли в Некитаке, где Гильдия заклинателей воды имеет обширную библиотеку, полную исследований и размышлений об истории уана.
Продукция:
тапа (ткань из древесной коры), светящаяся адра, коикиУана не продают светящуюся адру, но это не мешает вайлианцам вести себя так, будто она — товар. Многие племена считают себя хранителями и защитниками адры Архипелага, и мысль о том, чтобы использовать ее для получения выгоды — чужеродна и не поощряется обществом. Тем не менее, вайлианские торговцы, ищущие способ добывать светящуюся адру в огромных количествах, создали юридический прецедент, согласно которому уана, как хранители Архипелага, являются хранителями адры только на землях их предков и не могут защитить незаселенные острова.
Коики — местный фрукт, растущий в тропиках. На деревьях коики растут поразительные красные листья и острые плоды, запах которых большинство иностранцев находит отвратительным. Чужестранцы презрительно зовут их «трупофруктами» (corpsefruit), хотя местные жители относятся к ним с благоговением. Учитывая борьбу за выживание и то, что ресурсы для племени найти удается не всегда, густые рощи коики означают разницу между жизнью и смертью для некоторых из крупнейших племен, а именно каханга и вахаки.
Добродетели:
честность, храбрость, сила души, практичность, самопожертвованиеУана, которых помнят и восхваляют, могут оказаться не героями или сильными личностями, а теми, кто без устали служил своему племени в меру своих способностей. Отдельные выдающиеся личности отличились тем, что шли к великой цели на протяжении многих лет, но во всех историях они делали это ради укрепления племени или помощи другим уана, попавшим в трудности.
Пороки:
нерешительность, лень, эгоизм. Из-за способности жрецов определять потенциал младенцев, от каждого ожидают, что он будет соответствовать их предсказаниям в течение всей жизни. Таким образом, ребенок, которому суждено стать резчиком по дереву, станет объектом пристального внимания и осуждения, если откроется, что он занимается другим ремеслом.Призвание — это способ для члена племени показать свою ценность, и проявлять амбиции, противоречащие предопределенному роду деятельности, все равно что поставить себя превыше племени.
Мифы уана
Укайзо
Говорят, что уана несут с собой историю, куда бы они ни отправились, — что она живет в голосе каждого старейшины и в сердце каждого ребенка. Какая жалость, что мы топим правду в успокоительной лжи! Мы не знаем себя и сочиняем слова на ходу.
Сказки о птицах, змеях и воинах-мертвецах не помогли нам выстоять против наших врагов. Мы не строим, не сражаемся и не думаем так, как они, — экера, благословение и проклятье. Мы уязвимы перед чужеземцами, и было бы глупо игнорировать это. Наша власть над владениями Нгати не спасет нас, если мы не сможем спасти себя.
Есть место, где начинались наши сказания, где нашу историю еще можно найти и куда мы обязаны вернуться. Место, где мы оставили нашу силу. Это важнее, чем любой аумауа, любая сказка или племя.
Я только надеюсь, что мы доберемся до него первыми.
— «Пропавший Укайзо», глава гильдии Дайпара
Руины, разбросанные по всему архипелагу, указывают, что когда-то уана были централизованным и прогрессивным народом, куда более единым, чем сегодня. Продуманная архитектура, подробные навигационные карты и даже найденные образцы эпической поэзии дают лишь общее представление о том, что потеряли уана. Несоответствие между прошлым и настоящим определило один из центральных столпов их культуры — веру в то, что однажды они были великим народом и смогут вернуть утраченные силы, только исследуя свое прошлое.
Возглавляет список их потерянных достижений Укайзо, райский остров и столица прежней могучей империи. Укайзо — точка отчета старейших историй уана, центр, вокруг которого вращаются многие их легенды. Разрушения, выкосившие уана и изменившие облик Архипелага, связывают с исчезновением или уничтожением Укайзо — нечто поглотило всех его жителей, и целый остров вымер в одно мгновение.
Чужеземцы быстро отбросили Укайзо как сложную метафору, утверждая, что уана просто оправдывают свое желание цепляться за прошлое. Что касается самих уана, то среди них практически нет разногласий по поводу того, существует ли Укайзо на самом деле. Яростно защищая свое наследие, они привлекли внимание предприимчивых торговых компаний и исследователей, прежде охотившихся на ничейные земли и богатства Архипелага. Многие влиятельные фигуры подозревают, хоть и не говорят открыто, что тот, кто контролирует Укайзо, будет, в свою очередь, контролировать уана, а значит, и весь Архипелаг Мертвого Огня.
Мне вновь снился павший Укайзо.
Волны бились о каменные руины. Город превратился в болото. Изъеденная временем статуя стояла, раскинув руки в приветствии, перед решетчатыми воротами. За все годы я так и не вошла в могучие врата Укайзо. Я могла разглядеть знакомые мощеные дорожки и поражающие воображение шпили за ними, одновременно пустые и гостеприимные. Они жаждали новых следов, которые стерли бы пыль с свидетельств того, что город выстоял, что он может снова наполниться жизнью. Я всегда думала, что эти следы будут мои...
Когда я потянулась к воротам, статуя коснулась моего плеча — легко, но настойчиво. Она прошептала, что не мне переступить этот порог. Не сейчас, а может и никогда.
Озадаченная, я спросила, кто, если не королева каханга, достоин этой чести? Кому суждено преодолеть барьер, отделяющий нас от утраченного Укайзо?
Но статуя больше не говорила. Брызги мощной волны оросили уголки ее глаз, и я проснулась в слезах.
Жрецы не услышат об этом. Моему народу нужно больше надежды, чем я могу дать, и есть знамения, о которых стоит молчать.
— Дневник снов Онеказы II
Избранный Нгати
В джунглях родился ребенок — голубокожий и промаслянный, как море. Его глаза так широко распахнуты, что не могут моргать, и его мать смачивает их, обмакивая ткань в воду и выжимая из нее капли.
Боюсь, это сын Нгати. Наши земли пустеют, рыба уходит от берегов, и коики сохнут на ветвях. Богиня послала нам свое неодобрение в такой форме...
Чтобы понять это знамение, не нужен жрец. На острове грядут изменения. Они затронут всех нас, от вождя до попрошайки. Они лишат Архипелаг заморских источников всяких благ. Наши дети будут иметь дело с последствиями. Что Нгати хочет сказать, насылая такую судьбу на наше племя? И как мне сказать своим людям, что эти знаки принес мой первенец?
— Журнал вождя, сожженный фрагмент
Некоторые смертные рождаются с физическими особенностями богов. Чаще всего это рога, перья и чешуя, реже встречаются более причудливые наросты. За пределами Архипелага нет единого мнения о том, почему некоторые души, проходя через цикл реинкарнации, возвращаются с такими странными чертами. Общество всегда относилось к богоподобным по-разному: иногда со страхом, иногда с почтением и всегда с трепетом. Несмотря на свои различия, племена уана одинаково относятся к рождению богоподобных, и миф об Избранных Нгати неразрывно связан с этим.
Следуя обычаю, жрецы измеряют душу новорожденного богоподобного, чтобы определить, какое место ему предстоит занять в кастовой структуре. Благодаря божественному касанию, вероятность того, что младенец станет ропару, стремится к нулю. Также жрецы тщательно изучают самих младенцев и толкуют обстоятельства их рождения, чтобы понять намерения богов, направивших к ним своих «избранных».
Согласно расхожему мнению, богоподобные являются посредниками между царством смертных и Там (The Beyond) и несут племени некоторую весть. Счет предзнаменованиям, окружающим богоподобных, начинают вести с рождения. Если жрецы находят знамения благими, богоподобный считается знаком благоволения соответствующего божества, и племя славит приверженность традициям и благочестию, благодаря которому удостоилось этой части. Если знамения свидетельствуют о гневе или недовольстве бога, жрец ищет в племени причину и выясняет, что необходимо изменить, чтобы задобрить богов. Такие знамения меняли и незначительные вещи вроде рыбацких привычек, и важные, например, политику вождя.
Эта независимая жилка не на шутку меня тревожит, но что еще мы могли ожидать от Избранного Нгати? Текеху пренебрегает своими обязанностями перед гильдией, сбегает с уроков и скачет с поэтами и гуляками по баням. Его самомнение, возможно, оправданно, но я не могу допустить, чтобы кто-то подумал, будто я поддерживаю такое поведение. Экера, другие студенты все не так поймут.
Что пытается сказать нам Нгати? Мы опьянены удачей, пока наши моральные устои разлагаются? Это награда за сотрудничество с иностранцами или наказание? Является ли наш юный гений будущим народа уана или красивой обманкой?
Я должна быть с ним жестче. Он никому не принесет пользы, если не научится дисциплине. Но если мои усилия оттолкнут его, это больше скажет о Гильдии заклинателей воды, чем о нашем Текеху.
Помогите нам боги, почему Нгати послала его посреди всего этого? Как будто без богини мы проглядим приближающиеся изменения. Изменения уже здесь. Разве что она хочет предупредить, что стоит ждать новых? Острова выдирают из-под наших ног, и весь Архипелаг находится в опасности. Какое неминуемое несчастье еще не возникло на горизонте?
— Дневник главы гильдии Майру, архив Гильдии заклинателей воды
От богоподобных ожидают, что они так или иначе выполнят миссию своего покровителя или покровительницы, и порой это приводит к удушающей предопределенности в выборе профессии. К примеру, богоподобный, чье предназначение — вдохнуть жизнь в посевы племени, обнаружит, что любое занятие, кроме ухода за растениями, мягко говоря, не поощряется. Независимо от того, сопутствует делу удача или нет, влияние богоподобных локально и ограничивается вопросами внутри племени.
В редких случаях считается, что влияние богоподобного простирается гораздо шире — не на одно племя, а на всех уана. Судьбу такого богоподобного связывают с успехом народа Архипелага, и то, чего эта редкая личность достигнет в жизни, задаст тон грядущим поколениям. Именно это поверье и положило начало концепции Избранного Нгати. Подобная идея не была одобрена жрецами с самого начала, но набрала такую популярность, что матару в итоге признали ее.
Будучи островным народом, уана отводят особое место Нгати, богине моря и их интерпретации Ондры из общего пантеона. Нгати в мифах уана зачастую предстает коварной обманщицей, тем не менее, по-матерински опекающей племена. Она выглядит как могучая женщина с головой рыбы-удильщика. Порой ее изображают в громадном зале из кораллов и костей, с обеденными столами из палуб затонувших кораблей.
Когда ребенок-богоподобный рождается с чертами Нгати (чешуйчатая кожа, окраска как у рыбы, биолюминесцентные пятна и другие «морскими» особенностями), его взросление и будущие деяния внимательно изучают, интерпретируют и контролируют. Определить его жизненный путь традиционными методами куда сложнее. Нельзя понять заранее, что предрекает морской богоподобный и для какой великой цели рожден, ясно лишь то, что все они — вестники перемен и потрясений, пересмотра установленных норм, а зачастую — трикстеры, как и их мать. Говорят, всему виной непредсказуемое влияние Нгати. Она хочет, чтобы племена знали о ее заботе, но гадали о мотивах.
Согласно принципам этой закостенелой традиции, жизнь морского богоподобного ему не принадлежит. Какие бы предзнаменования или послания им не предстояло доставить, вся их жизнь подчиняется поиску этой причины и воплощению ее в жизнь. Во многих отношениях они столь же близки богам, как и жрецы-матару. Главное отличие состоит в том, что предметом бесконечного изучения становится их смертная жизнь, а не связь с божеством.
Существует единственное исключение из традиции почитать богоподобных — те, кто рожден с чертами Скейна. Эти дети редко приходят в мир здоровыми. Тяжелые роды часто заканчиваются смертью матери, а дети напоминают жестокие пародии: ужасно израненные, безглазые, с растянутыми в насмешливой ухмылке губами и полностью выросшими острыми зубами. Акушерки-уана научены не оставлять таких детей в живых. Какое бы ужасное предзнаменование не отправили боги в этой отвратительной форме, лучше не услышать его и изменить образ жизни, не навлекая на себя дальнейших несчастий.
Опечалена Нгати, Владычица Скорбей.
Узрев жемчужный шар небес,
Ее глаза наполняются слезами, бесконечными, словно дождь.
Но путешествие луны по небу скоротечно,
Единение влюбленных мимолетно, как касание пальцев.
— Отрывок из «Обращения Перики», архив Гильдии Заклинателей Воды
Умуса, щит Магран
Старая история об Избранной Нгати повествует о рождении девочки, звавшейся Умуса из племени хупу. Умуса появилась на свет с перепончатыми пальцами, глазами по бокам головы и узким плавником, тянущимся вдоль позвоночника. Жрецы так и не сумели истолковать знамения, связанные с ее рождением, и порешили следить за тем, как она взрослеет. Тонкий намек Нгати им разглядеть не удалось, но более веский мог стать понятен со временем.
С малых лет Умуса ненавидела выходить из дому. Ее чувствительная кожа тут же сгорала под солнечными лучами, и потому она таилась в затопленных джунглях в центре острова, когда могла. В единении с природой Умуса мастерила себе кукол — красивые фигурки из дерева и соломы — которые, как считали жрецы, означали, что она станет предводителем и опекуньей, когда вырастет. Несмотря на все свое желание истолковать волю Нгати, они зациклились на одиночестве Умусы, печальном последствии истинного знамения, которое они, к сожалению, упустили.
Только один жрец, Тамату, полагал, что Умуса ненавидела не чистое небо над головой, а горную цепь Зубов Магран, заслонившую горизонт на северо-востоке. Умуса выстроила свое болотное убежище на противоположной стороне острова, неосознанно отдаляясь от этих пугающих пиков. Тамату пытался доказать другим жрецам, что Нгати послала им предупреждение, просил их передать другим племенам, что скоро придет опасность со стороны вулканической гряды. Его толкование никто не принял.
Потерпев поражение, Тамату все равно послал птиц к ближайшим трем островам, советуя племенам перебраться на юго-запад и держаться подальше от берега. Он доверил свои мысли ближайшим сторонникам и сумел убедить дюжину семей хупу покинуть пляжи. Прошло две недели, и Тамату с его последователями начали было сомневаться в своем решении, когда земля задрожала, и Зубы Магран взорвались, извергая шлейф дыма. Мощный поток раскаленного пепла затмил солнце и помчался к островам. У тех, кто побросал свои дела и побежал вглубь острова, оставалось слишком мало времени, и большинство из них накрыло неуклонно растущим облаком. Только те немногие, кто поселился глубоко в джунглях, спаслись наверняка.
Когда пепел осел, Умуса первой из племени покинула джунгли и начала строить все заново. Она вырезала каноэ из плотного дерева со своего болота, взяла весло и гарпун и собралась на поиски дома, на который не падала бы тень Зубов Магран. Выполнив свое предназначение, Умуса усадила кукол на нос крошечного судна и отправилась в плаванье, глядя на горизонт уже без страха.
Яйцо Амиры
Многие чужеземцы, поселившиеся в Архипелаге, прибыли как миссионеры. Окрыленные верой и желающие донести слово истинных богов до уана, они пришли в замешательство от местного понимания божественного. Ни одно сказание не задело новоприбывших так, как миф об яйце Амиры, уанский миф о сотворении мира.
Амиру принято считать уанской версией Хайлии, богини птиц и творчества. В преданиях Архипелага она обретает форму гигантской птицы, каждое перо которой длиной с остров, а клюв так велик, что высочайшие горы на его фоне — карлики. Когда она летит, то машет крыльями не в воздухе, а в мире снов за пределами восприятия смертных.
Задолго до того, как мир обрел плотность и форму, Амира и другие великие звери пустоты жили так, как живут животные. Однажды орел с разноцветным оперением прилетел в рощу Амиры и сел на ее дерево. Он прибыл из земель, лежащих за пределами даже того внешнего мира, и сбился с пути. Амира предложила ему утешение, а затем пустила в свое гнездо. Но спустя некоторое время (насколько великие звери понимают время) он улетел, оставив только перо, каждый волосок которого переливался всеми цветами творения.
Вскоре Амира снесла яйцо, покрытое яркой пестрой скорлупой. Как только яйцо коснулось мягкой перины гнезда Амиры, оно раскололось. Из него проклюнулась не птица, но свет и материя, быстро растущие во всех направлениях. Амира и другие великие звери бежали, освобождая место миру, корчившемуся в родильных муках. Когда он остыл и перестал расти, из яйца появилась известная нам реальность: стихии и время, жизнь и смерть, и пространство, заполненное сушей, морем и воздухом — и ничем кроме них.
Амира и другие великие звери сторонились этого зарождающегося бытия, слишком постоянного и непохожего на их охотничьи угодья. Всякий раз, когда великие туры или великий барсук вступали на землю рядом с этим бытием, Амира пикировала на них, защищая свое странное дитя. Пусть это творение и было непреднамеренным, пусть оно казалось взрослым и способным выжить без помощи матери, Амира чувствовала свою причастность к нему и была готова защитить ценой своей жизни.
Кишки Рикуху
Многие верования уана проистекают из мифов их предков, в которых боги обретали черты растений и животных. По мере того, как на Архипелаг прибывало все больше иностранцев, уана озадачились тем, как вести себя не только с чужеземцами, но и со святынями и ритуалами, которые они принесли. Уана быстро поняли, что их традиционные божества похожи на тех, которым поклонялись иноземцы, — осознание этого стало и неожиданностью, и причиной для гордости жрецов-матару, видевших в этом доказательство истинности своей веры и знамение грядущих хороших отношений и выгодных сделок.
На Берас, широко почитаемого бога цикличности, дверей и Колеса Перерождения, уана сочли похожим своего Рикуху — близнецов-угрей, между которыми одновременно переплетаются жизнь и смерть. Символ Рикуху изображает двух угрей, свившихся в кольцо и пожирающих хвосты друг друга. Верхний угорь — это Кохопа, олицетворяющий жизнь и известный нам мир. Нижний — это Тангалоа, олицетворяющий смерть и мир за пределами понимания смертных.
Мифы уана гласят, что угри-близнецы стали первыми, кто ощутил голод, а вместе с ним и время. В своей ненасытности они глотали все живое, что могли найти, расправляясь с новорожденным бытием, вылупившимся из яйца Амиры. Богиня негодовала, но угри были слишком голодны, чтобы прислушиваться к мудрости, и никто из великих зверей не вступился за Амиру.
Хотя они и уничтожили все живое и материальное в мире, Тангалоа и Кохопа все еще были голодны. Каждый угорь попытался съесть своего разжиревшего брата. Кохопа укусил Тангалоа за хвост, заглатывая брата целиком, так же сделал и Тангалоа. Так они и застыли в бесконечном братоубийственном каннибализме, известном как Рикуху. Так как угри уже поглотили все бытие, цикл рождения, жизни и смерти — это то, как смертные в своей ограниченности воспринимают переваривание в кишечнике Рикуху.
Заклинатели воды и Завет Нгати
Мы уже утратили больше знаний об искусстве наших предков, чем можем надеяться когда-либо восстановить, и наши предшественники льют слезы по нашей забывчивости. Скольким бы я ни пожертвовала, чтобы увидеть, как наши ученики достигли нынешних высот, есть предел тому, чему я могу научить. Не я одна считаю, что мудрость завета Нгати открыла бы перед уана такие силы, что весь Архипелаг превратился бы в рай. Но пока, чтобы дождаться дня, когда мы вновь вспомним себя, хватит и Четырех Форм.
Формы — это не дорожные карты, по которым каждый ученик может следовать как заблагорассудится, и даже от мастеров не стоит ждать совершенства во всех. Они перечислены в логическом порядке, отражающем ментальное путешествие, которое предстоит каждому ученику. Не стоит осуждать тех, кто начинает с «начала», и хвалить тех, кто торопится перейти к «концу». Формы — это гармония движения, мысли и ритуала, и не найдется среди нас двоих, кто смог бы повторить друг друга.
Не принимайте формы за мудрость наших предков. Они — лишь жалкая тень, отброшенная чем-то большим и куда более великим, чем мы можем вообразить. В лучшем случае, это туманный пересказ того, что какими должны быть формы заклинания вод. Даже не память о тенях, а всего лишь истории, которые мы рассказываем про эти воспоминания.
1. Форма Скорби
Самая простая из форм учит тому, что у тела есть свои ограничения, и они определяют, чего сможет достичь ученик. Для амбициозных это жестокий, но необходимый урок. Как бы мы ни пытались понять воду, нам не стать такими же изменчивыми, как эта божественная стихия.
2. Форма Надежды
Эта форма — загадка, которую стоит обдумать, полагаясь на углубленные исследования и личные выводы. Хотя наши тела полны воды, мы твердые. Мы — вода и амфора, носители и суть стихии Нгати.
Изучающим эту форму лучше тренироваться в местах, где вода встречается с землей — на берегу, у водопадов, в морских пещерах. Там легко можно понять, почему гора склоняется перед ручьем и как остров плывет по морю.
3. Форма Изменения
Ученики должны знать о воде внутри себя, ее присутствии и силе. Кровь приливает и отливает, послушная нашей внутренней луне. Мозг качается на волнах в замкнутом бассейне. Кишка — это водоем, ее стенки проницаемы, и все, что их коснется, обращается в воду.
Хоть мы и не можем преодолеть наших физических ограничений, но в этой форме мы видим, что уже победили. Мы — это вода, а вода — это мы. Все, что является водой, может подчиниться нашей воле.
4. Форма Запределья
Я не могу научить ничему, связанному с этой формой. Когда ученики встречают в библиотеке ее упоминание, я позволяю им задавать вопросы. Тщетное любопытство — это привилегия молодежи.
Когда приходит полное понимание воды, барьеры размываются. Нет границы между землей и берегом, нет разницы между плотью и кровью. Мастер четвертой формы мог бы приводить в движение озера, управлять реками и призывать дождь в безоблачный день. Соберите достаточно таких мастеров, и они смогут изменить сам Архипелаг: поднять затонувшие острова, изменить океанические течения, связать атоллы в единую сушу. Поистине, таким было изначальное заклинание вод, источник единства и силы уана.
Обманщица, однажды дав дары, с легкостью забирает их назад. Величайшая сила заклинателей вод является самым главным их разочарованием, и я ничего не могу сделать, чтобы исцелить эту рану. Ничего, кроме того, что уже делаю: учу, мечтаю и задаюсь вопросом, кто же подберет останки нашего треснувшего завета.
— «Три Формы и Печаль», глава гильдии Перики
Заклинание воды — самая древняя из известных традиций уана, называемая широкой общественностью краеугольным камнем их достижений. Используя сочетание стоек и правильного ментального настроя, которые в совокупности зовутся «формами», прошедшие обучение уана способны лепить из воды, как из глины, придавая ей более-менее стабильную форму при помощи рук и разума. В Архипелаге Мертвого Огня заклинанию воды можно найти бесконечное множество применений, от управления приливами до укрощения ураганов и затопления флота противника.
Те, кого выпускает знаменитая Гильдия заклинателей воды Некитаки, получают титул Говорящих с Бурей и по мере необходимости отправляются на острова и корабли уана. Чаще всего они защищают уязвимые поселения от наводнений или неожиданных штормов. В мирное время этим их занятия и ограничиваются. Во время масштабных конфликтов королевская семья каханга использует заклинателей воды как воплощение своего могущества и гнева. Присутствие Говорящего с Бурей на флагмане флота уана — жест, еще никогда не подводивший, когда надо было остановить агрессию в море.
Хотя заклинанию воды можно научиться, приложив достаточно времени и усилий, только уана могут быть одарены в этом. Для уана это служит причиной огромной гордости за свою культуру. Любой желающий может прочитать про формы в библиотеке гильдии, но ни один чужеземец, каким бы прилежным он ни был, не смог добиться того же результата, что и адепты-уана. Почему это так, до конца никто так и не понял — к раздражению торговых компаний, которые вцепились бы в силу заклинания воды обеими руками, если бы могли.
Уана рассказывают старую легенду о том, как их далекие предки открыли это искусство, но эта история была пересказана, переведена и истолкована бессчетное количество раз, изменившись до неузнаваемости. Она повествует о том, как Нгати призвала трех самых верных и преданных своих слуг в свое подводное царство. Она обедала с ними в зале, вырезанном из коралла и кости, и рассуждала о том, как хочет выразить свою благодарность за долгие годы службы.
Думу Старейшему она доверила защиту островов. Ему и его потомкам предстояло защищать Архипелаг, его моря и земли от чужестранцев, чьи сердца холодны. Тапау Мудрому Нгати поручила защищать племена, потребовав с него клятву поддерживать и оберагть традиции избранного ей народа. Самой младшей, Токиме Взывающей, она приказала стеречь адру. Нгати пояснила, что здоровье Архипелага — это его адра. До тех пор, пока есть адра, родина уана будет процветать, а их благосостояние расти из поколения в поколение.
Чтобы закрепить этот договор, Нгати подарила троим своим самым преданным слугам власть над ее водным царством. Теперь способность придавать форму самой сути Архипелага Мертвого Огня принадлежала им, их семьям и соплеменникам. Получив такой великолепный инструмент в свое распоряжение, уана могли править Архипелагом как неоспоримые короли и королевы, до тех пор, пока соблюдали свою часть сделки. Если же уана откажутся от своих обязательств, то дар заклинателей воды исчезнет с с островов навсегда.
В последние годы редкие уана оказываются способны выдержать психическое напряжение, которое требуют формы заклинания воды. Те, кто еще сохранил этот талант, объединились в Гильдию заклинателей воды, жемчужине Некитаки и источнике благополучия уана, где они изучают древние обычаи и размышляют над тем, как оживить угасающую традицию.