Принчипи
Общество
Языки: вайлианский, аэдирский.
Численность: около тринадцати тысяч, хотя такие цифры, к сожалению, неточны и то ли завышены от страха, то ли занижены из осторожности. Большую часть Принчипи составляют люди с океана вайлианского происхождения, остальную же — представители различных рас и культур, среди которых особенно много аумауа (как рауатай, так и уана). Где-то две трети проживают на кораблях, остальные — в островных убежищах.
Правительство: каждый капитан, имеющий в подчинении пятьдесят и более душ, имеет право вступить в Консуа́льо мес Касита́ — Совет капитанов, — и численность команды напрямую влияет на вес голоса капитана в Совете. Личности в Консуальо собираются самые выдающиеся и яркие, стремящиеся опередить конкурентов, сколотить команду повнушительнее и подальше распространить свой авторитет. Совет в основном занимается делами, касающимися флота Принчипи: принимает устав, решает споры, судит мятежников, основывает новые поселения и ведет дипломатические отношения с другими фракциями Архипелага. Всем остальным капитаны вольны управлять по своему усмотрению, так что неудивительно, что многие вольнодумцы нашли пристанище среди Принчипи.
Почитаемые божества: Всякий пират верит в своего бога, в зависимости от культуры и происхождения. Многие матросы почитают Ондру, богиню волн, и Хайлию, богиню ветра. Вайлианцы предпочитают Ондру, Хайлию и Воедику. Галерные рабы, сбежавшие в Принчипи, питают тихую, но искреннюю симпатию к Скейну. Принчипи гордятся тем, что каждому богу, как и каждому разумному, найдется место в их рядах.
Когда Великая Вайлия погрязла в затяжном кризисе (2720-2760 АИ), самые значительные семьи решили пойти своей дорогой. Десять судов с тысячами душ и фамильными богатствами на борту вышли в море. Горы монет и камней, произведения искусства и оружие делили трюм со скотом и другими необходимыми для выживания вещами.
Люди на этих вольных кораблях были общительными и веселыми, они распевали песни своих предков и бродили от корабля к кораблю, неся с собой атмосферу буйного пиршества. Когда же стало очевидным истинное положение дел, строгая вайлианская дисциплина вновь взяла верх, и возникли новые правила судоходства. Структура команды стала более четкой и менее зависимой от статуса. Дворяне научились трудиться бок о бок со своими слугами, освоили новые навыки и нередко женились в нарушение принятых норм — старые социальные барьеры рухнули.
В поисках нового дома свободные семьи устремились к недавно освоенным рубежам Эоры. Но их поиски не дали результатов. Герцоги Вайлианских Республик увидели в беженцах опасных соперников, стремящихся захватить власть и навязать ценности старого мира. Потому им пришлось держаться от Республик подальше. В других же местах хватало своих трудностей. Дирвуд страдал от набегов дикарей Эйр-Гланфата, а Редсерас — от бедности и сурового климата. Жители Равнин Иксамитля дружелюбны и открыты торговле, но их земли оказались слишком непривычны и лишены необходимых вайлианцам строительных материалов. Тогда они направились на восток, желая убежать от тени своего прошлого, и в конце концов оказались в архипелаге Мертвого огня.
Несмотря на чаяния, новый дом оказался не очень гостеприимным. Большие расстояния между островами, суровая и непредсказуемая погода, изменчивые течения доводили до исступления. Каменистые, кислые почвы не давали урожая, а паразиты быстро и безжалостно уничтожили скот. Вайлианским изгнанникам по нужде оставалось лишь грабить прибрежные деревни уана, забирая еду и припасы. Именно с этого и началась давняя неприязнь уана к Принчипи.
Хотя первые попытки основать поселения и выращивать продовольствие окончились неудачей, изгнанникам удалось основать сеть портов там, где их корабли могли пришвартоваться, они начали торговать и чинить полученные во время схваток повреждения. Вскоре эти скромные «полустанки» стали не только местом для разгрузки награбленного добра, но и центрами вербовки, где всякая неупокоенная душа, дезертир или беженец могли начать новую жизнь на пиратском корабле. Эти безопасные убежища больше всего походили на постоянные поселения, которые изгнанникам удалось построить впервые за месяцы скитаний, а потому их месторасположение хранилось в строжайшем секрете.
Научившись в равной степени доверять и своим соседям, и соотечественникам, и чужакам, эти морские кочевники создали новую культуру — При́нчипи сен Патрéна, что в переводе с вайлианского означает «Принцы без родины». Вайлианская аристократия просто стала точкой отсчета. Со временем Принчипи превратились во многокультурную, многонациональную общину страстных и агрессивных, всех, кто не мог вписаться в принятые социальные нормы архипелага Мертвого огня и пошел своим путем.
Принчипи стали занозой для Торговых компаний. Помеха колонизации или разработке адровых рудников считалась высшим преступлением, заслуживающим самое суровое наказание. А потому обе Торговых компании, и Рауатай, и Вайлии, наняли охотников на корабли, чтобы выследить главных пиратов в водах Архипелага. Работа была прибыльной, охотники успешно устранили многих из правящей элиты Принчипи, и «новой крови» стало заметно больше, чем выходцев из Старой Вайлии.
Новичкам недоставало «благородного» образа мышления, и две фракции схлестнулись в идеологическом конфликте о том, какой должна быть их свободная, но недолговечная жизнь. Кто-то считает, что Принчипи должны расширяться, захватывать новые корабли в разрастающейся торговой сети Архипелага и использовать численное преимущество. Другие хотят осесть на острове и потребовать суверенитета, ведь именно к этому и стремились основатели Принчипи, когда покинули родину. Столь сильное расхождение мнений привело пиратов в тупик (прим. пер.: из которого игроку придется их вытаскивать в 2828 АИ).
Корабельные обычаи
Вся команда на борту корабля Принчипи — одна семья. Моряки клянутся в непоколебимой верности своему капитану, а он в свою очередь отвечает за их здоровье и благополучие. В Старой Вайлии члены благородных домов носили отличительные цвета согласно региону и положению в обществе — эта традиция сохранилась неизменной и в Принчипи. Капитанов узнают по ярким, нередко кричащим цветам, и каждый матрос должен носить какой-то предмет одежды (обычно это повязка на голове или руке) для обозначения своей принадлежности. Лишить матроса его цветов — едва ли не самое жестокое наказание на корабле Принчипи, которое означает изгнание из семьи. Такие бедняги могут наняться чернорабочими в порту, но дорога в море им закрыта, и многие уходят из Принчипи насовсем.
Когда моряк вступает в Принчипи, ему выдают суоленет (вайл. «солнышко»), — медальон размером с монетку с любой гравировкой по желанию. Часто в суоленете делают дырочку, чтобы его можно было носить на шее, в волосах, на кисти или лодыжке. На влиятельных и богатых судах каждому новобранцу могут выдавать по медному суоленету, а на некоторых матрос должен выточить себе его сам из дерева, кости или другого доступного материала. Показывая суоленет, матрос демонстрирует свою причастность к делу Принчипи.
Главное предназначение суоленета — определять силу голоса в Консуальо мес Каситас. Когда собирается верховный совет капитанов, каждый приносит суоленеты своей команды и демонстрирует вес своей власти. Когда капитаны не могут прийти к единому решению, суоленеты используются в голосовании и отражают мнение большинства Принчипи, выраженное через их капитанов.
Спустя много лет после того, как гномы-исследователи покинули Сигнальную башню (2742 АИ), эту старую и никем не занятую крепость нашли моряки Принчипи. Они сочли окружающие острова отличным местом для жизни. Пираты пригнали столько кораблей и привезли столько груза, сколько вообще мог вместить небольшой порт, и основали убежище Даннедж. Когда каменистая поверхность острова мешала строительству, пираты просто приставляли старые корабли друг к другу, прикрепляя их к шатающемуся порту, — так они могут расширять остров, сколько пожелают.
Принчипи всегда путешествуют вооруженными до зубов, а потому к неизбежной схватке с обитавшей на острове нежитью они оказались готовы лучше, чем предшественники-гномы. Хотя нежить и застала пиратов врасплох, всяческое оружие и порох были не на их стороне. Гули и фамиры, которым удалось «пережить» бойню, скрылись во тьме и пропали. Начали ходить слухи, будто нежить пробралась на торговые корабли и отправилась к неизвестным берегам.
Сигнальная башня, когда-то дарившая путникам надежду, стала точкой сбора флота Принчипи и центром власти Консуальо. В зале совета стоят сиденья с именем каждого правящего капитана, и именно там они рассматривают споры и предложения, которые послужат благом для флота. Осужденных на казнь преступников уводят на вершину башни и бесцеремонно скидывают вниз, чтобы привнести нотку справедливости и порядка в беспечную вычурность Даннеджа и его возвышающейся башни.
Блуждая по запруженным улочкам пиратского убежища, можно выйти к Сияющему двору, где расположился рынок — как обыденных, так и экзотических вещей. Эти товары на три четверти, а то и больше состоят из грабленого, и найти в продаже можно всё что угодно. Деньги и ценности, курсирующие по Двору, привлекают других искателей удачи: акробатов, фокусников, дрессировщиков, предсказателей и карманников, которые, как рыба-лоцман, только и ищут шанса отщипнуть кусочек у зазевавшихся богатеев.
Путь Классы
Некоторые преступления простить нельзя, и даже изгнание не послужит достаточно суровым наказанием. Моряка Принчипи, повинного в изнасиловании, убийстве или предательстве другого Принчипи, доставляют к границе Ступы Ондры — это непрекращающийся гигантский шторм, — лишают цветов, а суоленет на его глазах бросают в море. По окончании этого ритуала виновного высаживают в маленькую шлюпку, дают трехдневный паек и наказывают грести прямо в бурю. Никто из осужденных на Путь Классы не вернулся назад. Шторм, морские чудища, скромный паек — ничто из этого вместе и по отдельности не способствует выживанию.
Название пошло от бунта бывшей виконтессы Фонтекларо по имени Класса. Она хотела отделиться от флота Принчипи, уплыть на север, продать груз в Рауатай и затем где-нибудь осесть. Класса не являлась капитаном корабля, на котором служила, но именно она купила этот корабль ещё до изгнания — и потому предъявила на него права. Все Принчипи вложились в этот груз, и то, что Класса желала владеть им единолично, не соответствовало их представлениям об идеальном обществе: люди должны владеть ресурсами совместно и в равном объеме.
Класса продолжала стоять на своем, даже когда стало ясно, что никто ее не поддержит. Ее капитан — Эманнио, бывший экономом в ее поместье — постановил, что если Класса хочет покинуть флот Принчипи, то сделает это одна. Свидетели позднее утверждали, что Эманнио умолял ее уступить, но гордая Класса, верная принципам Старого Света, не сдавалась. Чтобы избежать волнений, которые могла вызвать ее непокорность, Эманнио в конце концов высадил Классу в шлюпку и выдал рацион и воду на три дня. Кто-то говорит, что она погребла на север в Рауатай, как и хотела, а кто-то, что на юг, к ближайшему берегу Иксамитля. Но никто не знает наверняка, осталась ли она в живых.
Бунт Классы послужил для Принчипи хорошим уроком, они стали лучше понимать флотскую иерархию и структуру командования. Право собственности и власть стали определяться нуждами команды, и даже простому эконому под силу возглавить Принчипи. Эта традиция сохранилась до сих пор.
Сокровище предателей
Из-за обычая избавляться от преступников и их суоленетов рядом со Ступой Ондры начали ходить слухи о несметных богатствах, якобы ждущих своего часа на морском дне. Суоленеты бедных пиратов сделаны из меди или дерева, а вот более успешные и известные предпочитали золото, а потому мысль о так называемом Сокровище предателей — суоленетах, устилающих Ступу Ондры подобно коралловому рифу, — будоражит умы.
Многим кажется, что искать отравленные предательством сокровища, — это сомнительная затея. А некоторым — что всякий, кому хватило мужества достать золото посреди бушующего шторма и набить им карманы, заслуживает унести его на корабль.
Известно лишь об одном матросе, который смог прикоснуться к сокровищу. В 2820 году судно Принчипи «Клочок свободы» захватило направлявшийся в Некитаку вайлианский корабль, который перевозил научные записи и анимансерские инструменты. Помимо странного оборудования пираты нашли узорчатый и полностью рабочий водолазный колокол. С его помощью можно достичь морского дна — всё зависит лишь от длины веревки и настойчивости плывущего. И хотя предназначение колокола всем было ясно, об опасностях столь глубокого погружения никто не знал. Два рьяных и любопытных товарища заняли свои места под колоколом и попросили опускать веревку, насколько ее хватит.
Колокол неспешно опускался в холодные глубины на границе Ступы Ондры, всегда пасмурной от бушующих по соседству гроз. Совсем скоро матросы, дышавшие одним и тем же затхлым воздухом и все сильнее ощущавшие давление воды, потеряли счет времени. Кислорода перестало хватать, и случилась беда. Они начали драться ради отчаянного, спасительного вдоха, в конце концов один приложил второго головой о колокол и отпустил в свободное падение потерявшего сознание товарища.
Команда «Клочка свободы» поздно спохватилась, что погружение затянулось. Они с трудом втянули на палубу колокол с раненым бредящим матросом: он бессвязно бормотал о том, что увидел на морском дне. Он говорил о золотой долине, простиравшейся докуда хватало взгляда, о чертогах из кораллов и костей и о гигантских рыбах. Никто ему не верил, пока матрос не протянул крепко сжатую ладонь, полную золотых суоленетов.
Взвесив всё сказанное, капитан «Клочка свободы» осудил матроса за убийство и приговорил к Пути Классы. Как только золото вновь оказалось за бортом, матрос бросился в море следом, и больше его никто не видел.
Пираты шепчутся, что даже от близости к этому проклятому сокровищу славные ребята начинают творить ужасные безумства. Другие же говорят, что если команда настолько отчаянна, что готова нырнуть за Сокровищем, — то это уже само по себе проклятие. Как бы то ни было, Сокровище явно способно утопить еще не одного морячка и добра не сулит никому.
Обычаи пиратов
Постоянное и обширное борождение морей привело к формированию у Принчипи уникальных обычаев, подогнанных под их жизнь на архипелаге Мертвого огня. Проявления их самостоятельно созданной культуры можно найти во всем — и в такой незначительности, как морские шанти, и в таких серьезных и важных вещах, как военно-морская дипломатия.
Песни открытого моря
Моряки, выполняющие палубные или такелажные работы, часто громко поют. Эта практика воодушевляет чувство локтя и прославляет их культуру. Реже команды корабля используют песни как средство обстоятельного общения.
На борту кораблей Принчипи певческий талант и быстрая смекалка идут рука об руку. Если два судна сходятся в море, то их команды по очереди перекрикиваются через борт, обмениваясь песнями о своих приключениях и о том, какие трудности или сокровища они нашли в плавании. Шанти никогда не бывают буквальными и ясными для понимания, так как их смысл намеренно сокрыт в метафорах и балладической структуре. Строфа короче предыдущей может намекать на определенные координаты. Песня о неразделенной любви на деле может повествовать о затонувшем торговом корабле или почти смертельном столкновении с морским чудищем, и разница в значении будет зависеть от на первый взгляд незначительных деталей. Любые упоминания грома традиционно подразумевают присутствие рауатайцев в море, а отсылки к звездам указывают на Вайлианские Республики. В командах Принчипи работа песнеслагателя столь же опасна, сколь и почитаема, так как любая ошибка в трактовке или передаче шанти может привести к смерти.
Некоторые оспаривают ценность этой традиции из-за ее сомнительной практичности. Однако матросы Принчипи утверждают, что больше ценят шанти именно как традицию, а не за их функциональность. Создание правильной и сложной песни-загадки служит проверкой единства команды через всегда яркое и театрализованное исполнение. Пираты, которые не умеют петь вместе, вряд ли смогут вместе сражаться и ходить под парусом, и поэтому многие капитаны гордятся певческим талантом своей команды больше, чем ее боевой подготовкой. Сами песни являются для моряков игрой и загадкой, возможностью отвлечься в долгие застойные часы, которые они могут заполнить сочинением новых куплетов и размышлениями над остроумными хитросплетениями слов. С самого основания Даннеджа там проходит ежегодный певческий конкурс, который судят капитаны Консуальо (по возможности беспристрастно) и одаривают победившую команду памятными трофеями со своих кораблей.
Флаги, репутация и намерения
Наиболее известное значение пиратских флагов — демонстрация намерения: покорись или умри. Надвигаясь на торговый корабль и его вооруженное сопровождение, судно Принчипи по традиции поднимает черный флаг, чтобы передать свой бескомпромиссный ультиматум. Считается скорее вульгарным украшать флаг какими-то отличительными знаками помимо цвета. Когда корабль выходит в открытое море, свое эго стоит оставить в порту. Кроме того, ни один из моряков Принчипи не желает, чтобы его передвижения отслеживались и передавались в разведку, так как это может поставить под угрозу весь флот.
Однако, даже несмотря на это, некоторые нарушают хороший тон и создают уникальные штандарты, распространяющие их дурную славу. Теволо, капитан «Мадикко», известна своим черным флагом с двумя костяными руками, пожимающими друг друга, — это означает, что она предпочитает мирный путь обмена товарами, но всегда готова и к менее дружелюбной альтернативе. Висчессе, капитан «Обряда посвящения», ходит под флагом с красным гарпуном, прославляющим его как охотника на морских чудовищ. Бугассо, капитан «Ее дерзости», принял штандарт со сломанным клинком в знак своего прошлого — он опальный вайлианский офицер. Можно продолжать еще долго.
Во флоте Принчипи флаги могут означать и что-то менее угрожающее. Основные цвета и узоры помогают определить капитана, пункт назначения и тип груза. У флагов, сорванных с вражеских кораблей, обязательно есть намеренно проделанные дыры или другие повреждения. Флаги, сообщающие о достижениях корабля, относятся к отдельной геральдической категории.
Вымпелы
В русле традиции гордого поднятия флагов Принчипи больше всего любят вымпелы — триумфальные знаки, украшающие канаты, протянутые от мачты на палубу. Это маленькие флажки — 30-60 см в длину — простых цветов и узоров, но эта незатейливость никак не умаляет их значения.
Вымпелы означают победы в сражениях и чаще всего являются символами известных моряков или даже самих наводящих ужас пиратских капитанов. Часто корабль, бороздящий море Мертвого огня, оценивают именно по количеству поднятых вымпелов — и каждый флажок рассказывает свою историю о победе, интригах и отваге:
Рыба кверху брюхом: разоритель портов уана.
Пушка и череп: любит плавать наперегонки с рауатайскими кораблями ради забавы.
Два клыка: пережил множество нападений океанических наг.
Музыкальные ноты: выиграл конкурс шанти в Даннедже.
Падающие звёзды: охотник на вайлианские корабли.
Добродетели:
традиции, великодушие, свобода, единство.Старшие поколения Принчипи вспоминают дни Старой Вайлии с ностальгией и до сих пор ведут себя как дворяне в изгнании. По их взглядам, Принчипи должны ориентировать свой моральный компас именно на ценности прошлого. Новобранцы, у которых нет никаких связей с Вайлией, с бóльшим терпением готовы выслушивать это, однако и они сами видят в Принчипи последний оплот свободы мысли и самовыражения. Они считают, что главенство моря делает их разбросанное по территории сообщество уникальным и превосходящим все остальные, столь привязанные к суше, силы архипелага Мертвого огня. Несмотря на различие в философских взглядах, каждый моряк Принчипи верит в то, что корабль — его дом, а команда — семья, и такую жизнь стоит защищать.
Пороки:
жадность, правление силой, децентрализованность.Сплоченность и эффективность команда обретает не за одну ночь, но лишь в результате большого опыта сражения бок о бок и слаженного реагирования на приказы. За годы эта связь экипажа может вызреть в главное преимущество судна Принчипи, которое, однако, в итоге может проигрывать более организованным военно-морским силам вроде Королевской компании Архипелага. В ее строго регламентированной цепи командования каждый матрос готов к тому, что в любой момент его могут перенаправить на другое судно, где он должен с легкостью влиться в установленный распорядок. А моряк Принчипи, который всегда ходил под одним капитаном, может посчитать руководство другого чересчур строгим и с готовностью будет оспаривать корабельные правила.
В Принчипи выживают сильнейшие — и это распространяется на корабли, команды и даже капитанов. Флот живет по этому завету, но это правило становилось причиной десятков бессмысленных бунтов. Умелого капитана, который потерял доверие своей команды, могут по любой прихоти сместить и заменить более харизматичным, но менее способным противником. Некоторое время команда продолжит работать как ни в чем не бывало, поддерживаемая волной энтузиазма, на которой их ставленник собственно и пришел к власти. Но это продлится лишь до тех пор, пока недостаток опыта или буйный нрав нового капитана не приведут к очередному мятежу.